Авторизация

Главная

 

Методологическая работа преподавателя

29.10.2016

Методологическая работа всегда была одним из обязательных элементов в деятельности вузовского преподавателя. Однако надо констатировать, что положение с методологией в вузах еще хуже, чем с методикой. Методологическая работа раньше у нас подменялась идеологической, и такое положение дел в еще недавнее время было естественным. Педагогика, по сути, была наукой идеологической, главной задачей которой было «коммунистическое воспитание», а главными кафедрами, которые определяли, как мы должны думать, были общественные во главе с кафедрой истории КПСС. Они были судьями и в методологии. Только идеологизацией нашей системы образования можно объяснить сложившееся положение с проблемным обучением. Ведь многие исследователи довольно близко подошли к описанному выше пониманию. Однако последний, обобщающий шаг ими сделан не был, и в первую очередь, по всей видимости, из-за методологической неготовности и идеологического догматизма. Вместо того чтобы говорить о противоречиях, они употребляли ни к чему не обязывающие расплывчатые понятия «трудности», «затруднения» и т. п. (Помните определение проблемной ситуации М. И. Махмутова?) В годы застоя слово противоречие если не было запрещено, то просто не употреблялось. Помню, как в 1984 году меня пригласил проректор по учебной работе и попросил выступить с докладом о проблемном обучении на пленарном заседании научно-методической конференции университета. «Только постарайтесь не употреблять это ваше любимое словечко», — сказал он. Конечно, проректор имел в виду противоречие. Собрались в путешествие? Виза в Австралию понадобится в таком случае.

Как откровение многие преподаватели воспринимают мысль, что методология у всех нас: физиков, экономистов, филологов и т.д. единая — диалектикоматериалистическая. И вся наша работа: научная, учебная, методическая, воспитательная прежде всего должна исходить из этого постулата. Нужно понимать условность понятия «методологическая работа». На самом деле мы должны говорить не о методологической работе, а о методологической направленности всей нашей деятельности. Об этом надо помнить постоянно, потому что упрощенное понимание методологической работы делает ее равной по значимости той же методической работе, принижает методологию до уровня просто методики, а идеологию ставит выше методологии.








 

 

© Copyright 2015