«Начало пути»
03.11.2020
На практическом уровне такие программы, как «Начало пути», основаны на том положении, что траекторию интеллектуального развития ребенка можно изменить, особенно посредством раннего вмешательства.
Попытки проверить это положение привели к появлению беспорядочных исследований. В частности, практически невозможно произвольно отобрать детей для занятий в группах «Начало пути» или в других программах, поэтому интерпретация данных затруднена: Все же исследователи в целом признают наличие такого влияния. Дети, принимающие участие в группах «Начало пути» или в других специальных дошкольных программах, по сравнению с детьми, не посещающими такие занятия, обычно демонстрируют прирост IQ примерно в 10 баллов за год посещения подобной группы. Этот прирост IQ обычно угасает и затем исчезает за первый год обучения в начальной школе, но некоторые измерения показывают, что может отмечаться четкое остаточное воздействие.
Детей из групп «Начало пути» или других дошкольных программ реже переводят в специализированные образовательные классы, они реже остаются на второй год, чаще заканчивают среднюю школу, поступают в ВУЗы и получают красный диплом о высшем образовании. Также они отличаются лучшим состоянием здоровья и иммунной системы и успешней приспосабливаются к школьным требованиям по сравнению со сверстниками. Поэтому, несмотря на то что дети из бедных семей, участвующие в дошкольных программах, обычно не демонстрируют более высоких результатов по стандартизированным тестам достижений, чем их сверстники, не посещающие дошкольные занятия, они лучше адаптируются в школе. Когда дополнительные занятия продолжаются в первые годы начальной школы или когда ребенок переходит в школу с качественным обучением, положительное влияние на школьную успеваемость еще более заметно.